Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема благоустройства территорий является важной на любом этапе исторического развития общества. Люди должны жить в комфортных условиях, а власти территорий, на которых они проживают, должны прикладывать все усилия для того, чтобы обеспечить им комфорт и безопасность, особенно в условиях социально-экономических трансформаций, которые могут привести к проблемам в различных сферах жизни граждан.
Сущность благоустройства территории заключается в осуществлении управленческой деятельности, которая направлена на организацию разного вида работ по совершенствованию населенных пунктов, проведению ремонта, реконструкции, озеленения и т.д.
С ростом города и повышением уровня промышленных технологий проблемы управления благоустройством городов и гражданскими службами благоустройства становятся все более серьезными.
Каждый современный город, вне зависимости от того, в каком регионе он находится, какой размер и численность имеет, должен соответствовать определенным стандартам социально-экономического развития, а также обеспечения достойного качества и достаточного уровня жизни населения. Этими вопросами должны заниматься органы муниципальной власти, которые осуществляют управление территориями и привлекают к этому процессу бюджетные и иные средства.
В частности, должны реализовываться различные программы развития, выработку которых необходимо основывать на выявленных проблемах, связанных, прежде всего, с территориальными особенностями того или иного муниципального образования. Территориальные особенности, в свою очередь, обусловлены спецификой географического положения муниципального образования, природными и климатическими аспектами, национально-культурными и иными факторами.
Степень изученности проблемы. Проблеме благоустройства территорий муниципальных образований и роли органов местного самоуправления в этой сфере посвящено достаточно много научных работ. Это, в частности, труды таких авторов как: В.Э. Бакутис, А. Вагизов, В.В, Владимиров, И.В. Горин, М.С. Остащенко, В. Семенов, Б. Уваров и другие. Однако, учитывая постоянные социально-экономические трансформации, должно происходить обновление научно-методического аппарата, создаваться новые научные труды на эту важную для общества тему.
Цель исследования – анализ деятельности органов местного самоуправления в сфере благоустройства территории и формирование на этой основе программы совершенствования данной деятельности на примере МО Артемовский городской округ.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «благоустройство территории».
2. Раскрыть правовое регулирование и особенности управления благоустройством территорий муниципального образования.
3. Дать социально-экономическую характеристику муниципального образования «Артемовский городской округ».
4. Провести анализ деятельности органов местного самоуправления по благоустройству территории.
5. Оценить благоустройство территории муниципального образования «Артемовский городской округ».
6. Выявить основные проблемы в управления благоустройством территорий муниципального образования «Артемовский городской округ».
7. Описать сущность мероприятий по совершенствованию благоустройства территории муниципального образования «Артемовский городской округ».
8. Привести экономическое обоснование эффективности разработанных мероприятий по благоустройству территории муниципального образования «Артемовский городской округ».
Объект исследования – благоустройство территории в муниципальном образовании.
Предмет исследования – деятельность органов местного самоуправления в сфере благоустройства территории в муниципальном образовании.
База исследования: Артемовский городской округ (Свердловская область).
Гипотеза исследования: разработанные мероприятия по благоустройству территории муниципального образования «Артемовский городской округ» будут эффективны с социальной и экономической точек зрения.
Основными методами исследования в данной работе выступили такие как: анализ научной литературы; описательный; обобщение; классификация; хронологический; сравнительный; хронологический; моделирование; контент-анализ; экспертная оценка; социологический опрос; SWOT-анализ; PEST-анализ; проектирование; экспертная оценка; оценка экономической эффективности.
Теоретическая значимость исследования основана на проведении анализа научной литературы и сборе информации по проблеме деятельности органов местного самоуправления в сфере благоустройства территории в муниципальном образовании. В ходе проведения теоретического анализа подробно изучен такой вопрос как сущность понятия «благоустройство территории», а также представлен подробный анализ правового регулирования и особенностей управления благоустройством территорий муниципального образования.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой программы мероприятий по совершенствованию благоустройства территории муниципального образования «Артемовский городской округ», а также оценкой их социальной и экономической эффективности. В рамках практического исследования дана социально-экономическая характеристика муниципального образования «Артемовский городской округ», проведен анализ деятельности органов местного самоуправления по благоустройству территории, выявлены основные проблемы в управления благоустройством территорий муниципального образования «Артемовский городской округ», описана сущность мероприятий по совершенствованию благоустройства территории муниципального образования «Артемовский городской округ», приведено экономическое обоснование эффективности разработанных мероприятий по благоустройству территории муниципального образования «Артемовский городской округ».
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Положения, выносимые на защиту:
1. Для того, чтобы жизнь каждого городского жителя была комфортной и безопасной, власти должны предпринимать все попытки постоянного совершенствования городской среды, ведь именно от этого зависит удовлетворенность населения. Очень важно постоянно работать над развитием различных компонентом инфраструктуры, которые важны для людей разных возрастов и социальных слоев. Фактически постоянно различные городские объекты нуждаются в ремонте или реконструкции, а органы муниципальной власти должны решать эти проблемы самыми существенные методами и в максимально короткие сроки.
2. Весь процесс благоустройства территории считается комплексной работой, состоящей из множества компонентов и этапов, важных для повышения комфорта и безопасности населения при проживании в населенном пункте. В российских условиях (климатических, социально-экономических) постоянная работа по благоустройству представляется очень важной, что связано с тем, что качество выполнения работ зачастую бывает низким, и приходится переделывать, тратя на это большое количество бюджетных и спонсорских средств.
3. Существующая методика оценки качества благоустройства, несмотря на свой комплексный характер, очень сложна в применении, поскольку в ней отсутствует четкий инструментарий для проведения и не определена целевая аудитория, т.е. люди, которые будут эту оценку проводить. В связи с этим, в рамках данного исследования целесообразным видится предложение собственной структурированной методики оценки качества благоустройства территорий, которая может быть актуальная для проведения экспертной оценки (часть 1) и для осуществления субъективной оценки гражданами, что также является важным для формирования комплексного представления о качестве благоустройства той или иной территории муниципального образования.
4. На сегодняшний день население Артемовского городского округа составляет 52,6 тыс. человек, что определяет плотность населения, которая равна 26 человек на один квадратный километр. Данная территория имеет давнюю историю, которая связана с выделением нынешнего округа из района и постоянной трансформацией территории с наделением различных административных статусов. В окончательном виде, который существует на сегодняшний день, Артемовский муниципальный округ сформировался только в 1995 году, а в 2002 году муниципальный округ стал обладателем собственного герба и флага, которые составляют его символику. В 2006 году слово «муниципальный» в названии округа было заменено на «городской».
5. В ходе исследования был сделан вывод о достаточной социально-экономической развитости Артемовского городского округа Свердловской области по состоянию на 2024 год, что говорит о достаточно развитых возможностях для активного и эффективного благоустройства территорий его населенных пунктов. В марте 2024 года, в соответствии с общероссийским проектом голосования относительно благоустройств различных муниципальных образований, Администрация Артемовского городского округа выставила для изучения граждан несколько объектов, которые должны быть выбраны в качестве первостепенной цели для благоустройства. Однако выбор общественных пространств, который был предоставлен жителям анализируемого муниципального образования, был крайне мал, что наводит мысль о формальности данной процедуры, попытке соответствовать требованиям Правительства страны. Администрация Артемовского городского округа постоянно проводит ежедневные работы по благоустройству территорий в соответствии с сезонными обстоятельствами. Так, например, в начале 2025 года на территории Свердловской области выпало большое количество снега, при этом Администрация рассматриваемого муниципального образования быстро реагирует на сложившуюся ситуацию и организует ежедневную уборку.
6. Для осуществления оценки благоустройства территорий Артемовского городского округа была составлена собственная методика, которая основана на уже существующих, однако в некоторой степени адаптирована под данное исследование. Для оценки было привлечено 5 экспертов – специалистов по благоустройству из Администрации Свердловской области. Эксперты Администрации Свердловской области оценили общий уровень благоустройства территории Артемовского городского округа как средний. В ходе экспертной оценки был выявлен ряд существенных проблем. Так, с помощью самых низких баллов эксперты оценили такие показатели как качество дорожных покрытий и тротуаров, а также комфорт для населения. Полученные данные могут стать основой для формирования путей совершенствования политики благоустройства территории Администрации Артемовского городского округа.
7. SWOT-анализ управления благоустройством территории Артемовского городского округа показал наличие существенных угроз, которые заключаются в снижении уровня социально-экономического развития муниципального образования, потенциальном риске оттока населения в другие муниципальные образования, где политика благоустройства территорий развита на более высоком уровне, а также ухудшении качества жизни населения, в частности, в повышении уровня травматизма и заболеваемости граждан. PEST-анализ показал наличие ряда политических, социальных и технологических факторов, которые оказывают негативное влияние на возможности управления благоустройством территории Артемовского городского округа. Среди позитивных факторов можно выделить наличие спонсоров, которые готовы сделать вложения в благоустройство территории округа, а также стремление населения участвовать в благоустройстве территории. Проведенный социологический опрос показал достаточно низкий уровень удовлетворенности жителей города Артемовского. Несмотря на то, что мнение горожан может характеризоваться субъективностью, оно указывает на существующие проблемы, которые необходимо решать на уровне управления, осуществляемого органами муниципальной власти, т.е. Администрацией Артемовского городского округа.
8. В рамках проводимого исследования была разработана «Программа краткосрочных приоритетных целей благоустройства Артемовского городского округа на первый квартал 2025 года». Реализация данной программы возможна при сочетании финансирования из бюджетных, а также привлеченных средств. Для реализации программы возможно привлечение в качестве спонсоров мебельной фабрики «Филатофф», Красногвардейского машиностроительного завода, а также Артемовского завода трубопроводных соединений. Кроме того, необходимо использовать возможность запроса частичного финансирования программы из средств регионального бюджета Свердловской области.
9. Потенциальная экономическая эффективность реализации «Программы краткосрочных приоритетных целей благоустройства Артемовского городского округа на первый квартал 2025 года» связана с несколькими аспектами, в частности, снижение уровня травматизма населения из-за повышения качества тротуаров в муниципальном образовании, соответствии уменьшение расходов ОМС на оказание медицинской помощи гражданам, уменьшение количество ДТП, связанных с плохим состоянием дорог, соответственно, снижение расходов на обеспечение выезда сотрудников ГАИ, а также уменьшение количества случаев заболеваний бронхо-легочными и онкологическими заболеваниями, связанное с улучшением экологической ситуации в муниципальном образовании.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в действ. ред. от 01 июля 2020 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2025. – Текст электронный. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=m62tj12wom957865767 (дата обращения: 19.01.2025).
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации № 190-ФЗ от 29 декабря 2004 года (в действ. ред. от 26 декабря 2024 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2025. – Текст электронный. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/?ysclid=m62to81odl375717507 (дата обращения: 19.01.2025).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 года (в действ. ред. от 31 октября 2024 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2025. – Текст электронный. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/?ysclid=m62tlosv5x169303329 (дата обращения: 19.01.2025).
4. Федеральный закон Российской Федерации № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года (в действ. ред. от 26 декабря 2024 года) // Контур Норматив. – 2025. – Текст электронный. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=476833&ysclid=m62u5wsw1w835830567 (дата обращения: 19.01.2025).
5. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года (в действ. ред. от13 декабря 2024 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2025. – Текст электронный. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/?ysclid=m62tqn7opa615764313 (дата обращения: 19.01.2025).
6. Федеральный закон Российской Федерации № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года (в действ. ред. от 28 декабря 2024 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2025. – Текст электронный. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/?ysclid=m62tt8alq7762185818 (дата обращения: 19.01.2025).
7. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации № 613 «Об утверждении «Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» «от 27 декабря 2011 года (в действ. ред. от 17 марта 2014 года) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. – 2025. – Текст электронный. – URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minregiona-rossii-ot-27122011-n-613/?
8. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 512/пр «Об утверждении «Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов»» от 16 сентября 2020 года (в действ. ред.) // Контур Норматив. – 2025. – Текст электронный. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=379259 (дата обращения: 19.01.2025).
9. Алексеева Т.Н. Искусственная среда обитания и парадоксы феномена город / Т.Н. Алексеева // Муниципальная власть. – 2022. – № 4. – С. 80–82.
10. Администрация Артемовского муниципального округа Свердловской области. Официальная страница // Вконтакте. Социальная сеть. – 2025. – Текст электронный. – URL: https://vk.com/artemovsky66_adm?ysclid=m62vhvra1l362563384 (дата обращения: 19.01.2025).
11. Артемовский муниципальный округ (Свердловская область) // Википедия. – 2019. – Текст электронный. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Артёмовский_муниципальный_округ_(Свердловская_область) (дата обращения: 19.01.2025).
12. Артемовский муниципальный округ Свердловской области. Официальный сайт. – 2025. – Текст электронный. – URL: https://artemovsky66.ru/?ysclid=m62vg2ndap480132900 (дата обращения: 19.01.2025).
13. Боброва Т.Н., Кузнецова А.И. Проблема развития инновационной инфраструктуры города / Т.Н. Боброва, А.И. Кузнецова // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1 «Экономика и управление». – 2015. – №. 2 (13). – С. 47–51.
14. Бобылев С.Н. Экономика природопользования: учебное пособие / С.Н. Бобылев. – М.: ТЕИС, 2022. – 272 с.
15. Владимиров В.В. Инженерная подготовка и благоустройство городских территорий / В.В. Владимиров. – М. «Архитектура-С», 2023. – 238 с.
16. Владимиров В.В., Давидянц Г.Н. и др. Инженерная подготовка и благоустройство городских территорий / В.В. Владимиров, Г.Н. Давидянц и др. – М.: Архитектура-С, 2014. – 238 с.
17. Гладов А.В. Озеленение как фактор повышения благоустройства города (на примере городского округа Самары) / А.В. Гладков // Вестник Самарского государственного университета. – 2015. – № 2 (124). – С. 40–46.
18. Горин И.В., Чернышев М.А., Белоусов А.Г. Благоустройство города: учебное пособие // И.В. Горин, М.А. Чернышев, А.Г. Белоусов. – М.: АСТ, 2012. – 140 с.
19. Злобина А.В. Совершенствование управления благоустройством и озеленением территорий муниципального образования / А.В. Злобина // Молодой ученый. – 2023. – № 46 (493). – С. 42–44.
20. Иванова Н.И. Значение благоустройства дворовых территорий в городской системе / Н.И. Иванова // Студенческий. – 2017. – № 9 (9). – С. 6–8.
21. Ильиных А.В. Реформа местного самоуправления в действии: от территориальных преобразований к изменению организационно-правовых основ / А.В. Ильиных // Социум и власть. – 2015. – №. 2 (52). – С. 58–64.
22. Исследование городов ведущих городов России с развивающейся экономикой. – Текст электронный. – 2024. – URL.: https://www.pwc.ru/ (дата обращения: 04.01.2025).
23. Качковский Б.Р., Рыбаков Ю.И. Проблемы благоустройства территории муниципального образования и пути их решения / Б.Р. Качковский, Ю.И. Рыбаков // Современный взгляд на будущее управленческой науки. – 2018. – С. 104–105.
24. Кириллова А.Н., Манухина О.А. Система управления градообслуживающей сферой города / А.Н. Кириллова, О.А. Манухина // Недвижимость: экономика, управление. – 2015. – №. 3. – С. 48–53.
25. Кузнецова О.В. Бюджетные возможности городов миллионников в России как фактор их социально-экономического развития / О.В. Кузнецова // Вестник Московского университета. Серия 5. «География». – 2018. – №. 4. – С. 75–82.
26. Оборин М.С., Шерешева М.Ю., Иванова С.А. Анализ результатов государственной поддержки и тенденций развития моногородов РФ / М.С. Оборин, М.Ю. Шерешева, С.А. Иванова // Государственное управление. Электронный вестник. – 2018. – №. 68. – С. 211–241.
27. Остащенко М.С. Современные проблемы развития городских поселений / М.С. Остащенко // Молодой ученый. – 2022. – № 14. – С. 165–167.
28. Самойлова Н.В., Попова Е.Д. Современное состояние и проблемы благоустройства территорий дворовых пространств в Волгограде / Н.В. Самойлова, Е.Д. Попова // Символ науки: международный научный журнал. – 2017. – Т. 2. № 1. – С. 194–200.
29. Селиванов С.А., Куликова Е.С. Особенности благоустройства территорий в России / С.А. Селиванов, Е.С. Куликова // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». – 2023. – № 1. – С. 33–39.
30. Сергачев А.А., Никалина А.А. Методические аспекты оценки благоустроенности придомовой территории на уровне муниципального управления / А.А. Сергачев, А.А. Никалина // Агротехника и энергообеспечение. – 2020. – № 3 (28). – С. 37–44.
31. Смирнова Ж.В., Игошина А.С. Управление благоустройством территорий муниципального образования / Ж.В. Смирнова, А.С. Игошина // Московский экономический журнал. – 2021. – № 7. – С. 272–279.
32. Федотова Ю.Г. Благоустройство территории: реальность или фикция / Ю.Г. Федотова // Современное право. – 2018. – № 11. – С. 726–732.
33. Штеменко К.С. Проблемы экономического развития средних городов и способы их решения / К.С. Штеменко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2022. – № 1. – С. 1–5.